Экспериментальный проект М-5.

Экспериментальный проект М-5.

10 Сентября 2019

333.jpg

Концепция проекта

-I-

   Федеральная автомобильная трасса М-5 «Урал», являющаяся одной из главных транспортных артерий России, соединяет Москву с регионами Среднего Поволжья и Урала; по ней происходит основное движение автотранспорта в Сибирь, Дальний Восток, Китай и обратно. Кроме этого, трасса соединяет столицу страны с несколькими крупными российскими промышленными и культурными центрами — Рязанью, Пензой, Саранском, Самарой, Оренбургом, Уфой, Челябинском и Екатеринбургом.

   Выбор темы проекта неслучаен — большинство членов РОО «Творческий союз художников запада Республики Башкортостан», участников проектов союза в рамках работы Экспериментальной творческой мастерской ТСХР и ПО РАХ, живут и работают в двух башкирских городах, через которые и проходит трасса М-5,- Октябрьском и Уфе.

-II-

20 тем Яна Амоса Коменского, предложенные участникам проекта М-5:

1. Катаклизмы
2. Страх
3. Механизмы и приборы
4. Средства перемещения
5. Колесо
6. Архитектура
7. Реклама
8. Документ
9. Преступления и наказания
10. Призраки и неопознанные объекты
11. Агрессия
12. Авантюра
13. Центр и периферия
14. Знаки
15. Горизонт и перспектива
16. Метаморфозы
17. Парадоксы
18. Смерть
19. Пейзаж
20. Фокусы-миражи-иллюзии

-III-

   Выбор одной из главных транспортных артерий страны в качестве темы данного проекта связан не только с очевидной географической локализацией его участников, живущих в населенных пунктах, через которые проходит М-5, но и с историей взаимоотношений топографии и современного искусства.Такие направления, как концептуализм и ситуационизм нередко обращались к визуальности географических карт. Известно, что, к примеру, представители концептуализма отмечали в схематичности карты с точки зрения критики модернизма снижение художественности. Изобразительные фигуры на географической плоскости представляют собой обнаженный образ мыслительного процесса, что многократно отмечалось сторонниками концептуального искусства. Подобно схеме реальной автодороги, разделенной участками и локациями, концептуальная карта имеет свои понятийные точки, связь между которыми может быть обозначена подразумеваемыми линиями, образующими смысловое целое.

   Фрагментарный характер современного искусства как нельзя кстати подходит для рефлексии дороги – фрагментарность сопоставима с желанием, рассеянным и ускользающим как объекты, разбросанные вдоль трассы. Отсюда внимание к индивидуальному освоению пространства и времени: локализация в пространстве мотивирует проблему ориентации и дезориентации – присутствие человека всегда ориентированно, вписано в реальные окрестности. Следовательно, образ мира уже не может быть выстроен с нуля, а значит необходимо создавать собственные образы ориентации. Так, выбранный маршрут становится не только статичной визуальностью, но и перформативностью.

   Процесс движения невозможен без механизма, машины – символа современности и культуры потребления. Данный образ связывает предыдущую эпоху с нынешней подобно тому, как это делает машинерия выставочного пространства музея, позволяющего осуществиться любым трансисторическим пересечениям. Движение подразумевает исчезновение объектов, потерю, содержащую в себе очевидную проблему и опасность: ускользание региональных культурных феноменов за горизонт, их смещение на обочину актуального искусства.

   Другой проблемной точкой соприкосновения современного отечественного искусства и саморефлексии российского общества в контексте выбранной темы нам представляется устаревший и выхолощенный концепт дороги как дурной бесконечности. Поэтому к задачам проекта можно отнести также и преодоление негативной мифологии географического перемещения в пространстве, рассмотрение образа трассы сквозь призму человеческих экзистенциалов, представляющих дорогу олицетворением настоящей жизни, ведь дорога – это отдаление от дома и приближение к чему-то непривычному, всегда открывающее новые горизонты, пересекающее границы возможного.

   Оживленное движение, запечатленное силами художественного опыта, акцентирует важность антропологического подхода – импульс движется, вторгается, заражает, как и само искусство, создающее общность. Социальное измерение трассы М-5 – это не только отношение между периферией и центром, но и история диалога между метрополией и внутренней колонией, которой так необходима культурная деколонизация. В социальном смысле привнести альтернативу колониальности – значит изменить модус восприятия, перейти от экспорта «местечковой экзотики» к самоценной и осмысленной фиксации региональной жизни. Деколонизация памяти и бытия силами искусства повлечет за собой восстановление права и способности художника и зрителей на автономность в выборе того, что станет объектом пространственной и телесной памяти, и того, как именно будет выстраиваться дальнейшее целеполагание.

   Таким образом, обширная социокультурная проблематика вкупе с неисчерпаемым множеством интерпретаций самой метафоры пути подводит нас к рефлексии движения по трассе М-5 как своеобразной оптике, воплотившейся в актуальном художественном высказывании.

План реализации проекта:

1. Создание художественных произведений по темам проекта: май-октябрь 2019 г.;
2. Отбор работ для проекта и альбома-каталога: сентябрь, 2019 г.;
3. Выпуск альбома-каталога «М-5»: октябрь-ноябрь 2019 г.;
4. Выставка участников проекта в Уфе: 2020 г. (Выставочный зал АН РБ)
5. Выставка участников проекта в Москве: 2020 г. (Выставочный зал ПО РАХ)
6. Выставка участников проекта в г. Октябрьский, РБ: 2020 г.
7. Выставка Участников проекта в Республике Татарстан,: 2020 г.


Состав участников (на 10.09.2019):

1. Ахметвалиев Расих (Уфа)
2. Батишев Антон (Саратов)
3. Баратынский Анатолий (Уфа - Иерусалим, Израиль)
4. Гумеров Камиль (Стерлитамак)
5. Зайцев Николай (Октябрьский)
6. Каеткин Максим (Пермь)
7. Краснов Сергей (Уфа)
8. Лазарчук Анатолий (Уруссу, РТ)
9. Кузнецов Сергей (Самара - Флоренция, Италия)
10. Мальцева Евгения (Ижевск)
11. Миннебаев Ринат (Уфа)
12. Низамов Ильгиз (Октябрьский)
13. Перминов Алексей (Екатеринбург)
14. Пестов Игорь (Санкт-Петербург)
15. Полушкин Василий (Октябрьский)
16. Рошняк Михаил (Москва)
17. Савельева Алена (Уфа)
18. Сафонов Владимир (Октябрьский)
19. Терегулов Айрат (Уфа))
20. Уразметов Тимур (Уфа)
21. Халитов Вадим (Уфа)
22. Ханнанов Василь (Уфа)
23. Хусаинов Рафиль (Октябрьский)
24. Шакиров Вилур (Бирск)
25. Шембергер Гузэлия (Октябрьский)

Другие события »